среда, 25 декабря 2013 г.

Христос Рождается! Славим Его!

 Светлана – католичка, а я – православный, но мы оба – христиане! Поэтому 20 лет назад наше обручение было совершено в православном Храме святого великомученика Макария на Татарке в Киеве, что означает, что я, как муж, принял жену Светлану от Самого Господа. Память навсегда сохранила те торжественные для нас минуты. Настоятель храма отец  Анатолий, чтобы яснее внушить нам, что обручение совершается перед лицом Божиим (Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре), торжественно вводит нас в храм в ознаменование того, что венчающиеся, подобно первозданным прародителям Адаму и Еве, начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.  Помнится, мы были – в невероятном волнении и смятении, но безумно счастливы!..
…Отец Анатолий берет кольца, как знак неразрывного, вечного союза между нами, со святого престола и надевает сначала кольцо мне, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий Павел рабе Божией Светлане во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Потом надевает кольцо моей невесте Светлане, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия Светлана рабу Божиему Павлу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”…
После того, как мы своим обоюдным согласием подтвердили пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество (в христианском браке оно — главное условие для естественного, т.е. по плоти, брака, после которого он должен считаться заключенным), начался чин венчания – таинственного освящения супружества Божественною благодатью.
Приведу тексты трех пространных молитв, которые священник обычно произносит перед тем, как венчать брачующихся, потому что в них гораздо более точно и полно, чем в застольных тостах свадебной трапезы,  переданы пожелания и советы молодым в супружеской жизни.
Первая молитва обращена ко Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские”, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью – о благословении Божием, – теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
… Отец Анатолий, взяв венец, знаменует им крестообразно меня, дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца, венчая меня, произносит: “Венчается раб Божий Павел рабе Божией Светлане во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Благословив таким же образом Светлану и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, отец Анатолий венчает и Светлану, произнося: “Венчается раба Божия Светлана рабу Божию Павлу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”…
Ощущение такое, что украшенные венцами, мы предстоим лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной в ожидании благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Звучит добросердечный возглас отца Анатолия: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет нас и проделывает всю эту процедуру   трижды…
Возложение венцов и слова священника: “Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает рождение новой христианской семьи, этой малой домашней церкви, а  венчающихся – родоначальниками ее, указывая им путь в Царство Божие, и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Рождение, Рождество – вот слова, которые воскресили в памяти столь благоприятные воспоминания!
И хотя мы венчались в православном храме и на воскресные службы чаще ходим в православную церковь, бывают праздники, такие, как Рождество Христово или Великая Пасха, когда мы вместе идем в костел!

Вот и вчера Господь сподобил нас присутствовать на праздничной мессе в Свято-Александровском католическом храме на Владимирской горке в Киеве, который расположен всего в 100 метрах от бунтующего справедливостью «Евромайдана», и где только накануне были сняты леса, установленные два года назад для реставрационных работ по росписи купола, и мы были в числе первых кто смог лицезреть эту торжественную красоту...


Ангела Хранителя всем и мои поздравления с великим христианским праздником Рождества Христова! 
Павел Лещинский, христианин 

P.S. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии. 

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к IV веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. 
В канун Рождества отмечается сочельник, в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. 
Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. 
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами. 

 ИА "Zakon.kz"

Комментариев нет:

Отправить комментарий