суббота, 2 декабря 2017 г.

Владимир Береговой
ПРИМИТИВНЫЕ АБОРИГЕННЫЕ СОБАКИ

 Многие знают, что собака была первым одомашненным животным. Сравнения морфологии, физиологии, поведения и последние исследования митохондриальной ДНК указывают, что все породы собак произошли от одного предка – волка.
 Одомашнивание волка произошло около 15000 лет назад в Азии. Позже собаки стали распространяться среди людских племен мира с миграциями, войнами и торговлей. Присутствие и участие собак дало людям ценный опыт, и это ускорило и облегчило одомашнивание и других животных. Одомашнивание и изменения собак продолжались везде, куда они попадали с людьми, и это во многом зависело от традиций их владельцев и местных условий. Вместе с людьми собаки значительно расширили ареал своего распространения, заселив все континенты и ландшафты, от полярных пустынь до тропических лесов, и многих островов южных морей, кроме Антарктиды. В результате образовались аборигенные породы собак.
 Слово аборигенный означает «изначальный», а название аборигенные собаки в этом случае применимо к собакам определенных географических районов мира, где они были открыты и описаны путешественниками, этнографами и натуралистами. Естественно, их история в каждом конкретном месте связана с историей людей, с которыми они живут. Потому и значительная часть информации о них доходила до нас из этнографических источников. Аборигенные породы собак формировались в условиях примитивного отбора и при вольном содержании. Они размножались почти без искусственных ограничений и при минимуме заботы о них со стороны их хозяев. В некоторых странах они и сейчас еще живут так же, как они жили сотни и тысячи лет назад. На вопрос, откуда у них эти собаки, люди давали один универсальный ответ: «Нам их дал бог» или: «Они явились с неба».
 Физическая изоляция разделяла разные группы людей с их собаками, и этого было достаточно, чтобы накопившиеся различия между местными породами сохранялись и становились все более устойчивыми. Строго говоря, это не были породы в современном понимании, потому что не было целенаправленного подбора пар в процессе разведения, собаки размножались бесконтрольно. Множество собак участвовало в размножении, и смертность щенков была главным ограничением прироста их численности. Различия между географически близкими породами часто были только статистическими и собаки со смешанными признаками были обычными там, где осуществлялись торговые контакты между их владельцами. Естественный отбор всегда играл большую роль, а отбор на нужные людям качества вступал в действие, лишь когда хозяин поддерживал наиболее ценных собак в трудное время. Например, давал корм наиболее ценой суке или переносил ее щенков внутрь жилья в непогоду.
 Помимо примитивности традиционного содержания и отбора, можно говорить и о примитивности внешнего облика, психического склада, стиля охоты и других черт собак. Среди аборигенных пород одни индивидуумы могут иметь больше примитивных черт, чем другие. Аборигенные собаки с примитивной внешностью живущие сейчас – древнейшие породы в мире. В общих чертах их облик довольно типичен во всех странах и легко узнаваем по видимым «диким» признакам, таким как почти квадратный или слегка растянутый формат, клиновидная голова с заостренной мордой косо посаженными ушами, стоячие уши. Это такие собаки как российские лайки, динго и басенджи. Конечно, в каждом районе мира они различаются деталями внешности, такими как окрас и длина шерсти, пропорции головы, размер и постав ушей, а также размеры и пропорции тела. Есть и различия связанные с размножением: наиболее примитивные из них имеют одну течку в год в строго определенный сезон. Но гораздо сильнее их различия во врожденных реакциях на диких и домашних животных, знакомых и незнакомых людей и склонность к охоте, охране, работе в нарте, общем послушании и т. п. Есть древние аборигенные породы ставшие весьма специализированными для определенной работы, например тазы или кавказские овчарки, но и они несут черты примитивности в характере, в стиле работы и физиологии. Эволюция аборигенных пород продолжалась вплоть до последнего времени. Однако рост человеческой популяции и глобальное распространение космополитной культуры стали серьезной угрозой для их существования. Много уникальных аборигенных собак уже вымерло, другие стали редкими и теряют свою уникальность по причине смешивания с импортными собаками культурных (заводских) пород. Те аборигенные породы, которые получили признания кинологических клубов, также теряют свои изначальные достоинства превращаясь в заводские породы разводимые для выставочного спорта.

В старину сходство собаки с волком, койотом или шакалом не делало ей чести, по крайней мере, среди европейцев. Волк всегда был отрицательным персонажем в литературе, фольклоре и суевериях и никогда не воспринимался как красивое животное. Вероятно, так было и в древнем мире. Примитивные собаки с простой волкообразной внешностью были самыми обычными и численно преобладали всюду. Они были верными и не требовательными помощниками простого охотника и защитниками его семьи и собственности. В местах с наиболее плодородной почвой и мягким климатом люди стали жить оседло, возникли центры цивилизации с развитым земледелием, появились города с ремеслами и класс богатых и высокопоставленных людей. Тогда же благодаря отбору, направленному на сохранение любых качеств, отличающих собак от волков, стали появляться собаки, которые выглядели совсем иначе.
 В древнем Египте уже появились остроухие с закрученным хвостом и вислоухие с саблевидным хвостом как салюки, борзые, гончие, крупные мастифы, пастушьи собаки, коротконогие похожие на такс и маленькие комнатные собаки.
 Позднее, в средневековой Европе заводские породы собак эволюционировали еще дальше в разных направлениях делавших их все менее похожими на их предка - волка. К началу девятнадцатого века наступил расцвет заводских пород собак по количеству их поголовья и по числу пород. Тогда собачьи выставки радикально изменили собаководство. Теперь документы подтверждающие происхождение собаки иногда становятся чуть ли не менее важными, чем сама собака. Щенки от победителей выставок продаются дорого и пользуются наибольшим спросом. Породистая собака с необычным видом стала частью стиля хозяина, как его одежда, обстановка или стиль его дома. Это приковывающие взгляд прохожих, престижные собаки. Чистопородность, подтвержденная документами, автоматически означает благородство и своего рода аристократичность происхождения собаки. Если раньше заводчик был также и охотником, и разводил собак для других охотников, то теперь появился так называемый профессиональный заводчик, продающий любых щенков, в том числе и, например, охотничьих, не будучи сам охотником. Пренебрежительное отношение к аборигенным, не регистрируемым собакам распространено и в наше время, но уже много любителей собак достаточно образованных и знающих, что примитивные собаки, выращенные дома и занятые адекватной работой, нисколько не хуже старых заводских пород, а часто и превосходят их. Сравнивая аборигенные породы собак с культурными заводскими породами по их практической полезности, нужно учитывать так же их разнообразие по степени одомашненности и тонкой специализации в служении людям.
 Сами признаки заводских пород, отличающие их от оригинального дикого типа, во многих случаях есть ни что иное, как биологические аномалии. Излишества в анатомических и внешних морфологических отклонениях ставших своего рода торговыми марками некоторых заводских пород собак, имеют свою цену в форме неудобства, а иногда даже выживаемости собаки и должны компенсироваться заботами ее владельца. Кроме этого, их общая приспособленность и здоровье ослаблены длительным существованием под довольно регулярным ветеринарным надзором, что поколениями сохраняло генетически не совсем полноценных животных.
 Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств: их движения и бег экономичны, точны, хорошо координированы и легки, как у диких псовых. Это всегда поддерживалось строгим, хотя и бессознательным отбором.
 Другие черты их совершенства включают полный набор крупных симметрично расположенных и крепких в течение жизни зубов, чем редко могут похвастать многие популярные заводские породы. У них большая потенциальная продолжительность активной жизни, врожденный иммунитет и большая сопротивляемость к местным болезням, передаваемым клещами и кровососущими насекомыми и даже иммунитет или толерантность к клещам, блохам и глистам; большая выносливость во время работы на охоте, в нартах или при пастьбе и охране стад в тяжелых климатических условиях. Им требуется меньше пищи, потому что их пищеварение более эффективно.
 В тех местах мира, где аборигенные собаки исторически используются для работы, они работают от души. Лучше всего они делают то, для чего они были приспособлены в стране их происхождения, в родной или иной сходной обстановке. На охоте, в нартах, охраняя дом или стада, они не нуждаются в регулярно даваемом поощрении. Более того, они часто остаются подолгу голодными, но не бросают работать. Энтузиазм работающей примитивной собаки объясняется тем, что для них сам процесс работы с участием хозяина и есть их лучшее вознаграждение.

Во время охоты примитивная собака использует весь набор чувств, данный ей природой, чтобы быстрее найти дичь, как это делал бы волк. Имея дело с большим и опасным животным, такая собака должна соразмерять свою храбрость со степенью опасности. Иначе она будет быстро убита или искалечена и ее хозяин может лишиться своего помощника, а небогатый владелец не может позволить себе держать стаю собак.
 К сожалению, примитивные собаки начали заменяться заводскими породами и исчезать сначала в городах, затем в отдельных странах и, наконец, к середине двадцатого века их вымирание ускорилось во всемирных масштабах.
 Рост популярности заводских пород объясняется еще и тем, что они легче контролируемы и удобнее для содержания в густо населенных местах. Аборигенные породы все более оттеснялись на периферию, в глушь, где население реже. Но проходит время, и прибывающие люди привозят новых собак и туда. Везде, где собак держат по старинной традиции, позволяя им бродить и спариваться бесконтрольно, аборигенные породы, смешиваясь с импортированными заводскими породами, теряют свою специфичность и таким образом перестают существовать как таковые.
 В некоторых географических районах вымирание аборигенных собак происходит и в результате изменений в образе жизни коренного населения. Например, ездовые собаки эскимосов одни из лучших в мире, но они почти вымерли, потому что они стали им больше не нужны. Современные эскимосы теперь не живут в иглу построенных из глыб льда, а в теплых стандартных домиках с электричеством. Сейчас канадская эскимосская собака признана официально как чистокровная порода. Ее используют для спорта или для семейного хобби езды в нартах. Канадцы знают цену качествам аборигенных собак и твердо намерены их сохранить как ездовую породу.
К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.
 Аборигенные собаки представляют большую ценность для всех любителей собак как уникальные творения природы и человека. В наше время, когда они становятся редкостью, любители проявляют к ним все больше интереса. Их ценят по разным причинам. Есть большая категория людей движимых романтическим «зовом предков», мечтой о простой независимой жизни как «в старое доброе время» и нетронутой природе. Их привлекает неискаженная внешность и характер аборигенных собак. Есть и другая важная категория любителей таких животных. Это те, кто ценит аборигенных собак как раз за их рабочие качества. Им они нужны для охраны овечьих стад от волков и койотов, для охоты или для езды в нартах. Есть люди, которых аборигенные собаки привлекают тем, что это собаки их предков, часть национального наследия. Современного ценителя аборигенных собак больше не смущает присутствие в них волчьих черт. Наоборот, они скорее ценят их именно за это. Волчьи черты лаек – важная часть их первобытной красоты. Это их, так называемая, «звероватость».
 С целью объединения усилий любителей аборигенных собак в 1999 году Джанис Колер-Мацник было организовано Общество по сохранению примитивных аборигенных собак (PADS – Primitive Aboriginal Dog Society).
 Россия – страна самая богатая ценными аборигенными собаками, включающими лучшие в мире охотничьи, ездовые и пастушьи породы. По злой исторической иронии Россия, будучи родиной самых лучших и многочисленных ездовых аборигенных собак, пропустила развитие растущего во всем мире спорта езды на собаках запряженных в нарты. Хуже того, в советское время проводилось систематическое истребление аборигенных собак севера, свидетельства чему есть во всех регионах, где эти собаки существовали. Еще не поздно найти и восстановить то, что сохранилось. Не так давно широкой публике стало известно, что еще сохранились аборигенного типа чукотские и камчатские лайки. Можно-ли еще найти и восстановить на ее родине уникальную амурскую лайку? Есть-ли еще где-либо в живых быстрые коренные охотничьи лайки манси? А где те исключительно способные «лисоподбные» охотничьи лайки эвенков? Сколько оленегонных лаек старого аборигенного типа еще гоняют оленей? Аборигенные кавказские овчарки, среднеазиатские овчарки, тазы и тайганы представляют собой уникальные породы и нельзя допустить, чтобы они были потеряны.







 PADS решило открыть в России свое отделение, что бы дать реальную возможность всем людям, заинтересованным в сохранении аборигенных собак устанавливать контакты друг с другом, обмениваться мнениями, опытом и координировать усилия по отысканию, спасению и, если возможно, восстановлению аборигенных пород на территории России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий