СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: «Положить жизнь свою за
друзей своих»
В последние годы в кинологическом
сословии нет единства. Странное дело – люди, думающие о собаках одинаково,
кучкуются, будто сектанты, в отдельные группы сторонников отдельных Личностей (даже
не кинологических клубов!), и развязывают настоящую войну друг против друга, при
этом, как мантру, повторяя слова «об объединении»!
Примечание.
Ма́нтра (санскр. मन्त्र, «орудие
осуществления психического акта») – определённая форма речи, оказывающая
существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы.
Обычное недоверие или
подозрение, рожденное наветом или прямым оговором, подчас перерастает в
неистовую ненависть к людям, которых почти или совсем не знают! Понятно, что в
первую очередь достается тем, кто на виду, кто совершает поступки неожиданные,
идущие в разрез привычному ходу вещей. Не скрою, что и мне, как руководителю международной
кинологической организации Евразийский союз владельцев волкодавов, приходилось ранее, и случается теперь
сталкиваться с необузданным хамством, открытой ненавистью и бесцеремонными
высказываниями в мой адрес, особенно это касается некоторых кибер-волкодавщиков
популярных интернет-форумов. Самое удивительное, что позволяют себе подобные «издевательства
и поругания» моей чести люди, которых я практически не знаю, или с которыми знакомство
произошло мимоходом и часто носило ритуально-формальный характер! Возможно, они
предполагают, что унижая другого, возвышают себя? Действительно, кто бы что узнал
о них, безызвестных владельцах безызвестных собак, нигде не сумевших проявить
себя ни мыслью, ни делом, ни разу не замеченных в создании чего-то стоящего или
хотя бы достойного хоть малейшего внимания профессиональных кинологов, если бы
они не «посмели» на форумах, скрываясь под «никами», при полном попустительстве
модераторов и администраторов, открыто оскорблять известных и уважаемых многими
людей!? Знаете, удивляет другое – почему
молчат те, кто знает правду и понимают, что достойного человека зря поносят и
возводят напраслину…
Вы спросите как, мол, я
переношу сии казусы человеческого злословия? Отвечу словами последней молитвы Спасителя,
обращенной к тем, кто распял Его на Голгофе: «Господи, прости им — они не ведают, что творят!»
В Святвечер, в канун Рождества
Христова, перечитывая различные обращения служителей Церкви, посвященные этому Великому
празднику, Господь сподобил задержать мой взор на удивительном тексте Митрополита
Сурожского Антония 1974 года — «Слово на Рождество Христово», где есть такие
слова:
«…мы должны научиться в сегодняшнюю торжественную
ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и
сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением
увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым
нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков».
И подумалось: Смею ли
я, грешный, возражать и спорить?
И решил: Да будет так,
как написано!
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Христос в Евангелии Своем, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, дал нам заповедь любви: «Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих…». И вот, в эту таинственную рождественскую ночь, Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви. Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом Живого Бога, и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, воплощением Своим, из полноты бытия, из торжествующей полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира; будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире, узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни. Одна из древних греческих икон представляет нам ясли вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения Неба и земли, для соединения отпадшей твари и Живого, любящего Бога.
Сегодня вечный Бог рождается во время.
Бесплотный облекается плотью. Тот, Кто за пределами смерти, входит в область
смерти; сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам
жертвенная, крестная божественная Любовь. Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют
нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста
после мучительной смерти… И весь путь жизни Господней является ничем иным, как
исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о
той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих. Но за друзей ли одних?
Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей
Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они
нашли себе обиталище только среди зверей. И так в течение всей жизни Христовой,
когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из
града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе.
Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви — но кто такие эти
друзья? Враги — это не те, кто нас ненавидит; это те, которых мы, по безумию,
по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами. Христос врагов не
знал. Все люди, которых державное творческое слово Божие призвало к бытию, были
Его братья и сестры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и
которых Он пришел взыскать.
Он Сам дал нам образ, когда сказал, что
добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, чтобы идти на розыски одной
заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые
называют себя врагами Христа, Христос признаёт за Своих братьев и сестер, за
детей Живого Бога, Чьим Сыном Он является. Он врагов не знает, для Него нет
врагов. И поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради
всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, за всех
и ради всех, после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после
издевательств, поруганий, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен
другими, Христос умирает на кресте за всех и ради всех… И если мы — Христовы,
то мы должны научиться в сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути;
сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь
Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас
врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить
и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.
Вот о чем говорят нам жизнь и смерть
Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество — то есть рождение Живого
Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное: казалось бы, мы видим своего
Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях. Но в этом
Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный,
непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому
что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога.
Прикасаясь Ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаём, что Он — Живой
Бог, ставший живым Человеком нас ради; мера любви Божи- ей к каждому из нас, к
последнему грешнику и к самому святому праведнику — это жизнь и смерть Сына
Божия, ставшего Сыном Человеческим… Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг
нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе
отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший Человеком? Заповедь новую Он нам дает,
новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей
и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется
«положить жизнь свою за друзей своих»; признать друзьями тех, кто тебя другом
не признаёт, жить для них изо дня в день, а если нужно — ради них умереть, с
последней молитвой на устах: Господи, прости им — они не знают, что творят!
Аминь.
С Рождеством Христовым,
Всех!
Павел Лещинский,
президент ЕСВВ
Польша, Закопане, 7
января 2014 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий